Суббота 18 Нояб 2017

29.05.2014 Союзморниипроекту 75 лет!

СОЮЗМОРНИИПРОЕКТУ – 75 ЛЕТ

 

29 мая 2014 г. Союзморниипроекту исполнилось 75 лет со дня создания. За эти годы Институт стал известен в стране и в мире как организация, осуществляющая деятельность по проектированию и реконструкции морских портов, судоремонтных заводов, причальных, оградительных и иных гидротехнических сооружений в стране и за рубежом, а также научно-исследовательскую деятельность по различным техническим, экономическим и правовым вопросам использования Мирового океана.

 

Историческая справка

 

29 мая 1939 г. приказом № 51 Наркомата морского флота СССР на базе Московского отделения Гипроводтранса была организована Центральная контора по проектированию и изысканиям (Центроморпроект). Этим приказом было положено начало созданию Института.

 

В состав Центроморпроекта вошли существовавшие до этого проектно- изыскательские конторы на Каспийском и Дальневосточном бассейнах: Каспморпроект и Дальморпроект. Центроморпроект стал преемником и продолжателем работ в области проектирования объектов морского строительства, проводившихся в стране после Гражданской войны и в годы первых пятилеток. В 1940 г. Центроморпроекту было передано из ЭПРОНа бюро подводных работ. За период своей производственнойдеятельности Центроморпроект творчески обобщил и развил практику проектирования и изысканий, которая базировалась на фундаментальных работах виднейших специалистов-гидротехников В.Е.Ляхницкого, В.Е.Тимонова, Б.Н.Кандибы, А.К.Рождественского, и др.

 

После окончания Великой Отечественной войны для быстрейшего решения задач восстановления и реконструкции берегового хозяйства морского транспорта Распоряжением Совнаркома СССР от 19 июля 1945 г. № 10930-Р и приказом Наркомата морского флота СССР от 26 июля 1945 г. № 310 Центроморпроект был реорганизован в Союзное объединение проектных организаций «Союзморпроект» с 4-мя отделениями на морских бассейнах. В 1946 г. Наркомат морского флота СССР был реорганизован в Министерство морского флота СССР, и Союзморпроект вошел в систему этого Министерства. На Союзморпроект была возложена координация всех выполняемых на морском транспорте проектно-изыскательских работ, обеспечение единства в планировании и управлении ими.

 

К 50-м годам ХХ в. в Союзморпроекте и его филиалах сложился высококвалифицированный коллектив, который накопил большой опыт в области проектирования портовых сооружений для морского транспорта. В связи с этим для дальнейшего развития морского гидротехнического и промышленного строительства в отрасли, приказом Минморфлота СССР от 5 июня 1951 г. № 285 Союзное объединение проектных организаций «Союзморпроект» Минморфлота СССР было реорганизовано в Государственный институт по проектированию морских портов и судоремонтных предприятий (Союзморпроект). В 1951 г. решением Министерства высшего и среднего специального образования СССР в Союзморпроекте была организована Аспирантура по ряду ведущих специальностей для морского транспорта.

 

В июне 1953 г. в связи со слиянием министерств морского и речного флота, Союзморпроект и Мосгипроречтранс были объединены в единый институт изысканий и проектирования на водном транспорте: Мосгипроводтранс. Однако, постановлением Совета Министров СССР от 3 сентября 1954 г. министерства морского и речного флота были вновь разделены, и Союзморпроект был восстановлен в системе Минморфлота СССР.

 

Приказом Минморфлота от 18 февраля 1957 г. № 50 в целях улучшения руководства проектно-изыскательскими работами в состав Союзморпроекта был включен Государственный институт по проектированию и изысканиям в Арктике и на Крайнем Севере (Гипроарктика). В Сочи для изучения природных условий была построена волноисследовательская станция. В 50-х годах ХХ в. Институту был передан ряд научных подразделений из ЦНИИМФа, а также Московское конструкторское бюро ЦПКБ-2.

 

В 1960 г. приказом Минморфлота от 25 июля 1960 г. № 177 в целях улучшения научно-исследовательских и проектных работ в области перспективного развития морского транспорта, проектирования морских портов и судоремонтных заводов, Институт был реорганизован в Государственный проектно-конструкторский и научно-исследовательский институт морского транспорта «Союзморниипроект». В 1968 г. в Союзморниипроекте было создано новое научное подразделение по исследованию теоретических иприкладных проблем международного морского права. Приказом Минморфлота СССР от 28 октября 1971 г. № 181 Институт был переименован в Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт морского транспорта «Союзморниипроект».

 

 

За 75 лет работы Институтом были спроектированы современные высокотехнологичные универсальные и специализированные портовые перегрузочные комплексы в России и за рубежом.

 

Сегодня Институт: выполняет комплексные прогнозы и разрабатывает программы долгосрочного развития международного судоходства и морского транспорта; обосновывает тарифную политику на основе анализа конъюнктуры мировых фрахтовых рынков; осуществляет мониторинг грузопотоков, тяготеющих к транспортным узлам; разрабатывает рекомендации по оптимизации внешнеторговых и транзитных грузопотоков в морских портах России и за рубежом; разрабатывает модели взаимодействия различных видов транспорта в транспортных узлах.

 

В 2008 г. Союзморниипроект был награжден Золотым Сертификатом Качества, что является знаком признания высокого профессионализма.

 

По проектам Союзморниипроекта были построены современные высокотехнологичные универсальные и специализированные портовые перегрузочные комплексы в России: Находка, Ванино, Астрахань, Сочи, Туапсе, Темрюк, Новороссийск, Петропавловск-Камчатский, Санкт-Петербург, Магадан, Владивосток, Восточный; в республиках бывшего СССР: Латвии и Эстонии; научные станции в Антарктиде. Союзморниипроект обладает уникальным опытом проектирования гидротехнических сооружений в полярных регионах (Арктика и Антарктика).

 

Проекты Союзморниипроекта реализованы при строительстве причальных и оградительных сооружений в иностранных морских портах: Дуррес (Албания); Бербера (Сомали); Ходейда и Салиф (Йемен); Латакия (Сирия); Хайфон, Сайгон, Тюа Ве, Ванг-Тау (Вьетнам); Ла Пата и Баия-Бланка (Аргентина); Гавана, Сантьяго-де-Куба, Нуэвитас (Куба); Пальмира (Кабо-Верде) и другие.

 

Союзморниипроектом была выполнена проектная документация в таких международных проектах, как: паромные переправы Ильичевск-Варна и Клайпеда-Мукран; Каспийский трубопроводный консорциум, энергетические проекты «Сахалин-1», «Сахалин-2» и других.

 

Союзморниипроект является разработчиком нормативно-методической базы проектирования, строительства и эксплуатации объектов портовой инфраструктуры; принимает участие в разработке и ведении основополагающих программных документов, определяющих приоритеты развития транспортного комплекса: Программы возрождения торгового флота России, Транспортной стратегии России, Модернизации транспортной системы России и др.; основоположником разработки и внедрения в стране транспортно-технологических систем доставки укрупненных грузовых единиц по схеме «от двери до двери» (1978 г.). Институтом разработаны стратегические планы развития портов Мурманск, Восточный, Сочи и др.

 

Союзморниипроект является признанным центром в разработке актуальных теоретических и прикладных проблем международного морского права. Его специалистами были подготовлены важнейшие проекты законодательных и иных нормативных правовых актов: Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации; Федеральных законов: о внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне; континентальном шельфе; исключительной экономической зоне; о морских портах; об участии Российской Федерации в ряде международных договоров в области торгового мореплавания, и других.